Сон наяву: как нападение покемона связано с охотой на ведьм?

В августе 2016 года женщина заявила, что на нее напал настоящий покемон. Ее ужасающая галлюцинация раскрывает загадочную «сумеречную зону» между бодрствованием и сном — странное состояние сознания, которое также может лежать за различными явлениями, от испытаний Салемской ведьмы до похищения инопланетянами. У психолога Мэтью Томпкинса есть что рассказать по этому поводу. Далее — от первого лица.

Прошлым летом в Москве женщина заснула после игр в Pokemon Go на своем смартфоне. Позже той ночью она проснулась от сильного давления. Открыла глаза и, как сообщается, увидела, что на нее напал реальный, настоящий персонаж покемонов. Не человек в костюме покемона, а настоящий покемон. Впадая в панику, но не в силах говорить, она боролась с существом, пока ее парень безмятежно спал рядом. В конце концов, она смогла подняться, и покемон исчез. После короткого обыска в доме, женщина решила сообщить о нападении в полицию.

Вскоре этот полицейский доклад разлетелся на новости, которые были радостно подхвачены множеством международных таблоидов. Сперва я, будучи экспериментальным психологом с особым вниманием к опыту аномальных переживаний, подумал: «Хм, ну такое с кем угодно может произойти». Хотя невозможно окончательно объяснить опыт этой женщины, я тем не менее был уверен, что это ночное нападение покемона отлично вписывается в наше понимание сна. В действительности, учитывая то, что мы теперь знаем об этом загадочном нейропсихологическом состоянии — и о странных ощущениях, которые оно может принести — можно было бы описать ее опыт как «нормальный».

Сон наяву: как нападение покемона связано с охотой на ведьм?

Короткое, кажущееся парадоксальным объяснение состоит в том, что она могла проснуться и могла спать. Давайте сначала рассмотрим ее слова о том, что она проснулась, не могла пошевелиться и ощущала сильное давление. Технический термин, который можно здесь употребить, — это «сонный паралич», подтип парасомнии, или нарушения сна. Помимо неспособности двигаться, эти периоды бодрствующего паралича часто сопровождаются яркими мультисенсорными галлюцинациями. Фактически образы из ваших снов могут вторгаться в вашу реальность бодрствования.

Содержание галлюцинации часто может быть тематически связанным с чувством паралича — проявление в виде злоумышленника в постели, который физически удерживает спящего. Отчеты об инцидентах, связанных с сонным параличом, можно найти в любой момент истории и в разных культурах с записями, вплоть до 400 года до нашей эры. Первое упоминание уходит к древней китайской книге о сне и сновидениях, написанной Чжоу Ли и Чун Гуанем. Текст включает таксономию различных типов сновидений, и ученые идентифицировали «и-мень» (сны о неожиданном) как сны, разделяющие множество характеристик, ныне ассоциируемых с параличом сна. В зависимости от периода времени и культурного контекста эти кошмарные видения можно интерпретировать по-разному.

Исследователи сонного паралича Брайан Шарплесс и Карл Додрахми собрали 118 различных терминов со всего мира, описывающих опыт ночного паралича. У немцев это hexendrücken — «ведьмино давление» — и alpdrücken — «эльфово давление». В норвежских сказках встречается svartalfar — злые эльфы, которые стреляют в людей парализующими стрелами перед тем, как устроиться у них на груди. У японцев есть термин «канашибари», означающий магические оковы из невидимого металла. Некоторые люди в Швейцарии говорят о tchutch-muton, злой фее ночных кошмаров, которая проявляется в виде черной овцы. У иранцев есть термин «бахтак», который означает джинна, сидящего на груди спящего. Ученые предположили, что опыт сонного паралича в современной интерпретации проявляется как связь с инопланетянами. Почему бы не включить сюда и нападающих покемонов?

Если он весит как утка…

Для сравнения прочитайте этот рассказ Джона Лоуднера, который давал показания во время печально известной охоты на салемских ведьм в 1692 году:

«…я укладывался себе спать, и глубокой ночью ощутил большой вес на моей груди, проснулся, посмотрел — был яркий лунный свет, я ясно увидел Бриджет Бишоп, или похожую на нее, сидящую на моем животе. Она убрала мои руки, чтобы я не мог сбросить с себя этот большой груз, схватила меня за горло и почти задушила. У меня не было сил сопротивляться или помочь себе. В таком состоянии она продержала меня почти целый день».

Сон наяву: как нападение покемона связано с охотой на ведьм?

Как и москвичка в 2016 году, Джон видел фигуру на себе, чувствовал ужасное давление и паралич, хотя в его случае лучшим объяснением стало нападение местной ведьмы. Можно увидеть четкие параллели с делом о покемонах, которые отличились во время московского сонного паралича. Он проснулся ночью, не в силах пошевельнуться, и ощутил на себе фигуру, мешающую ему дышать. После показаний Джона Бриджет казнили через повешение, сделав ее первой жертвой повального увлечения охотой на салемских ведьм. Свидетельство Джона не стало показанием для ее обвинения, поэтому к нему присовокупили физическое доказательство — у Бриджет мог быть лишний сверхъестественный сосок. После того, как его определили, он загадочным образом исчез при последующем поиске.

Колдовство — менее популярное объяснение для современных страдальцев, но даже сегодня точные физиологические механизмы, приводящие к сонному параличу, до конца не поняты. Известно, что когда мы видим сны, наши действия ограничиваются нашим воображением. У всех у нас есть встроенный механизм безопасности, который вы можете представить в виде некоего выключателя; он эффективно блокирует сигналы планирования вашего мозга, чтобы они не стали сигналами к моторному действию. Этот механизм мешает нам физически исполнять действия, которые мы хотим исполнить. Поэтому когда вас во сне преследует монстр, вы не подрываетесь и не бежите в стену спальни. Или, если смотреть с точки зрения эволюции, не сваливаетесь со своей ветки на дереве. Тем не менее наши мозги устроены очень сложно и могут давать периодические сбои.

Один такой сбой хорошо известен: лунатизм появляется, когда паралич ослабляется слишком рано, пока вы еще спите. С другой стороны, иногда паралич задерживается — даже если вы проснулись. Обычно это происходит как раз на пороге сна — вы наполовину бодрствуете, наполовину спите. Вы можете быть в сознании, ваши глаза будут открыты, но двигать телом вы не сможете. Опять же, это довольно распространенное явление, но опыт может быть по-настоящему тревожным.

И такие проблемы могут быть следствием более общего нарушения сна. Исследователи показали, что опыт сонного паралича может быть вызван в лаборатории, когда людей многократно будят в состоянии глубокого сна. И вне лабораторий почти каждый из нас наверняка испытывал сонный паралич в своей жизни. А если нет, то знает, у кого он был. По оценкам, до 50% населения испытывали сонный паралич хотя бы раз в жизни; некоторые сообщают о регулярных эпизодах такого характера.

Сон наяву: как нападение покемона связано с охотой на ведьм?

Возможно даже, что нынешние исследования значительно недооценивают фактическую распространенность этого явления, учитывая известный ярлык, что такой сонный паралич может быть признаком психического заболевания или злоупотребления наркотиками. На самом деле, здоровые люди могут испытывать сонный паралич и галлюцинации в отсутствие каких-либо осложнений, связанных с психическими расстройствами и употреблением психоактивных веществ.

Падающие блоки

Но вернемся к странному случаю в Москве. Почему эта галлюцинация из всех существ приняла облик именно покемона? Учитывая высоко субъективную природу снов, их особенно тяжело изучать научно. Как эмпирически измерить галлюцинации, которые происходят, когда люди обычно без сознания и вообще забывают все после пробуждения? По сути, связь между видеоиграми и снами — одна из самых хорошо задокументированных областей исследований субъективных переживаний сновидцев.

В 2000 году группа ученых под руководством Роберта Стикголда из Гарвардской школы медицины сообщила, что испытуемые, которые играли в видеоигру «Тетрис», будут постоянно сообщать об увиденной «гипнологической картинке» — им будут мерещиться хорошо всем известные падающие блоки в процессе засыпания. Такие же результаты получили и при исследовании других типов видеоигр, даже того же Doom. Это говорит в поддержку того факта, что сон помогает консолидировать воспоминания, накопленные в процессе бодрствования — то есть он складирует и усиливают недавно созданные воспоминания. Различные эксперименты показали, что люди лучше выполняют связанные с памятью задачи, если им дают возможность поспать после обучения. Похоже, наш разум использует сон как репетиционное пространство для практических задач.

«Сны» крыс

Еще одно свидетельство пришло в процессе исследования активности мозга у спящих крыс. Работа с животными имеет свои плюсы и минусы, если сравнивать с работой с людьми. С одной стороны, чтобы вставить электроды в голову крысе, нужно намного меньше документов. С другой стороны, непрактично спрашивать крыс о том, что им снится, поэтому ученым остается только догадываться, как электрическая активность может быть связана с феноменологическим опытом.

Сон наяву: как нападение покемона связано с охотой на ведьм?

В одном эксперименте группа из MIT вставила электроды прямо в часть мозга крыс, известного как гиппокамп. У людей и крыс гиппокамп, среди прочих функций, ассоциируется с тем, как образуются воспоминания о физических пространствах. Электроды позволили ученым наблюдать реальную нейронную активность отдельных клеток в гиппокампе — всплеск фиксировался всякий раз, когда одна из клеток активировалась. Пока крысы были подключены, они учились блуждать по физическому лабиринту в поисках пищи. Поскольку гиппокамп вовлечен в пространственное обучение, паттерны электрической активности в гиппокампе можно ассоциировать с расположением крысы в отдельных частях лабиринта.

И здесь-то этот метод становится актуальным для нашего обсуждения покемонов и тетриса: после того как крысы узнали, изучили лабиринт, ученые оставили электроды включенными на время крысиного сна. Когда крысы спали, клетки в гиппокампе активировались. И паттерны активации соответствовали паттерну, связанному с правильным прохождением лабиринта. Опять же, мы не можем спросить крыс, что они на самом деле испытывали, но результаты показали, что, возможно, крысы бегали по лабиринту в своих снах. Впрочем, стоит отметить, что ни одна из этих работ не доказывает прямую причинную связь между сновидениями и воспоминаниями: само по себе сновидение может быть вызвано не закреплением воспоминаний, а просто быть своего рода побочным эффектом консолидации.

Другими словами, ужасная галлюцинация москвички — это не только относительно нормальное явление, а еще и событие, которое может открыть интересное окно в природу сна и сновидений. Поэтому не паникуйте, когда встречаетесь с фантастическим на пороге сне. Не нужно охотиться на ведьм.

Источник

Related Articles

Back to top button
Close
analisis mendalam rtp mahjong ways mengapa pola tumble tertentu sering memicu bonus beruntun momentum reel stabil indikator tersembunyi sebelum freespin besar di mahjong wins peta rotasi simbol bagaimana jalur scatter membentuk fase pre ledakan di game modern laporan harian pola spin turbo malam hari yang konsisten mengangkat frekuensi multiplier riset visual efek clean frame dan dense spin terhadap keputusan spin lanjutan pemain mahjong algoritma cerdas spin harian formula baru mengelola budget kecil agar cuan tetap berkelanjutan gold wild dan multiplier kombinasi mekanik yang mengubah probabilitas return realistis pemain jalur logis dari spin biasa ke pre burst studi kasus slide track pada seri mahjong terbaru output tinggi tanpa panik spin strategi mengatur ritme tumble untuk mengurangi dead spin beruntun korelasi jam 20 00 23 00 dengan pola scatter laporan observasi live dari meja mahjong ways era baru pola spin mengapa pemain berpengalaman beralih ke pendekatan probabilitas mikro simulasi ribuan spin data menarik tentang kapan reel konsisten berujung pada freespin premium ritme visual yang menipu bagaimana efek animasi membuat pemain gagal membaca sinyal pre fs dari repair rush ke clean frame perbedaan pola recovery setelah tumble buruk di mahjong ways 2 symbol route mapping teknik memetakan jalur simbol untuk mendeteksi potensi ledakan mendadak performa scatter ganda studi perbandingan antara pola jam pagi dan malam di game high volatility blueprint spin harian kerangka strategis mengatur turbo manual dan auto spin dalam satu sesi frekuensi mini tumble sebagai early warning kapan sebaiknya berhenti dan kapan menunggu fs mahjong 3 0 pergeseran meta dari kejar maxwin ke cuan konsisten berbasis pola data riset lapangan pemain casual seberapa jauh mereka mengikuti sinyal visual dibandingkan data rtp studi komparasi pola tumble mahjong ways menunjukkan anomali positif di server sore analisa fluktuasi scatter mengapa putaran turbo sering memicu fase pre burst riset algoritma korelasi antara simbol naga dan multiplier x10 yang sering terabaikan evaluasi siklus spin menemukan titik jenuh mesin sebelum reset menjadi gacor observasi lapangan pola pecahan emas mahjong ways membentuk tren kenaikan saldo signifikan hipotesis teruji teknik jeda spin ternyata mampu memancing trigger free game lebih cepat laporan teknis stabilitas server jam 21 00 berdampak langsung pada frekuensi wild menumpuk bedah mekanisme bagaimana sistem runtuhan mahjong wins 2 menciptakan momentum kemenangan beruntun arus lalu lintas padat di kota mengingatkan pada ritme cepat spin turbo mahjong ways fenomena langit cerah pasca badai simbolisasi visual saat scatter turun bertubi tubi gelombang laut pasang sore hari memiliki kemiripan pola dengan grafik rtp mahjong ways suara hujan deras di atap seng analogi bunyi koin big win yang dinanti pemain keteraturan barisan semut berjalan filosofi konsistensi bet kecil sebelum ledakan jackpot formula probabilitas mengatur modal minim untuk memancing algoritma pecah di menit awal mekanisme roda gigi jam kuno representasi akurat perputaran reel slot yang presisi rahasia navigasi menu fitur tersembunyi yang kerap digunakan pemain pro untuk reset pola strategi adaptasi cara membaca perubahan pola mahjong ways setelah maintenance rutin kalkulasi resiko menentukan kapan harus berhenti spin saat indikator rungkad mulai muncul optimalisasi akun baru mengapa id fresh sering mendapat prioritas scatter di 100 spin pertama transisi pola mengenali tanda perubahan dari fase sedot menuju fase muntah koin konsistensi reel 3 4 indikator paling stabil sebelum munculnya scatter beruntun riset mikro pattern mengapa mini wild sering menjadi pemicu awal freespin premium analisis slide momentum transisi halus dari tumble biasa ke pre burst di mahjong ways pola jam subuh 03 00 05 00 data menarik mengenai peningkatan frekuensi multiplier ritme spin lambat apakah efeknya benar benar meningkatkan probabilitas bonus fenomena quiet board ketika layar terlihat tenang namun menyimpan potensi tumble besar studi cluster scatter bagaimana 2 scatter bertahan lama sebelum akhirnya meledak jadi 3 korelasi wild bertingkat apakah pola aktivasi bertahap menjadi sinyal pre freespin observasi hari ini slide track berpola zig zag muncul lebih sering di jam malam simulasi 5000 spin pola turbo short burst yang konsisten mendekati fs premium mengurai dead calm fase tenang 10 20 spin yang justru mendahului ledakan bonus mapping rotasi simbol ketika reel atas jadi penentu arah tumble besar pola recovery setelah dead spin mengapa 2 wild awal sering menjadi titik kembali analisis visual efek animasi slow tumble sebagai tanda reel memasuki zona stabil scatter delay pattern ketika scatter muncul terlambat justru meningkatkan peluang fs pre burst marker tanda tanda halus dari pola reel 1 2 sebelum meledak tajam eksperimen spin manual vs auto mana yang lebih konsisten memicu mini tumble berulang laporan estetik clean frame versi putih muncul lebih sering saat rtp stabil jalur simbol menurun apakah ini menjadi fase awal aktivasi multiplier bertingkat rangkaian wild tipis ketika 1 2 wild acak justru menjadi fondasi bonus beruntun